Возможно, я тупейший гений из всех. По-крайней мере, таким я себя чувствую после игры в фантастическую одиночную кампанию «Portal 2». Все загадки можно пройти за восемь-десять часов (возможно и меньше- это зависит от того, насколько вы умны). Тестовые камеры заставляли меня убеждаться в тот или иной момент, что или они абсолютно неразрешимы, или мне мешают какие-то баги. А может игровой садист-дизайнер разместил выходы вне досягаемости? Каждый раз я сердито вздыхал, когда натыкался на очередной тупик. Моя гримаса выражала неодобрение после очередного полёта в пропасть. Я подумываю о капитуляции.
Только после пары неожиданных открытий, божественного вдохновения в совокупности с несчастными случаями, до меня доходит: надо использовать ускоряющий гель, чтобы достичь энергетического моста, потом катапультироваться через трещину и перенести мой синий портал к наклонной плоскости (в воздухе, имейте в виду), чтобы запустить меня к выступу. Затем забрать перенаправляющий куб и направить лазерный луч на турели, после чего дёрнуть переключатель! Это легко. Я не могу поверить, что я не замечал этого решения до сих пор. Часть успеха «Portal 2» заключается в том, что игра заставляет меня пинать самого себя за то, что я порой не догадывался о таком простом решении головоломки. Другая часть — это чувство удовлетворения после того, как я прохожу эту самую головоломку. И так снова и снова.
Заметка: мы пытались избежать спойлеров в этой рецензии, однако у нас этого не получилось. Поэтому вы, как никто иной, должны понимать, что чтение любой рецензии забирает часть удовольствия от процесса игры.
Подопытный: Дэн-01
Успех игры стал возможным благодаря изумительной портальной пушке - основе игры. Она не изменилась с первой части (кроме приятных и чётких текстур, а также порталов, которые мы теперь можем видеть через стены, вроде напарников из «Left 4 Dead»). Простая в эксплуатации, пушка создаёт один оранжевый и один синий портал на точно указанной поверхности, позволяя вам магическим образом мгновенно переместится из одной точки в другую, невзирая на расстояния, предметы или помехи при обзоре. Это оружие абсолютно не похоже на оружие. Оно, скорее, является разновидностью физически-основанной базуки, которая перенаправляет силы энергии и объектов в предстоящее движение после пользовательского указания, включая также и пользователя. Такое оружие заставляет меня чувствовать себя всемогущим и проницательным, нежели какая-нибудь другая жалкая пукалка из другой игры.
Третья половина успеха «Portal 2» — это сюжет. (Да, третья половина. Если «Valve» могут пренебрегать законами физики в их игре, то я могу игнорировать законы математики в моей рецензии.) Все эти тестовые камеры существуют за счёт оживлённых и хорошо сыгранных персонажей, источающих индивидуальность, вопреки тому, что не все из них люди. Нелепый, но от того не менеё весёлый чёрный юмор всех трёх главных ролей просто зашкаливает, он буквально на каждом шагу. Злой робот ГЛэДОС во главе вежливых, но смертоносных форм жизни, особенно в тот момент, когда она появляется на нашем экране (внимание, спойлер: она жива!). Но портальное шоу продолжается, показывая нам Уитли, неуклюжего, дребезжащего робота, который помогает нам сбежать.
Британский актёр Стивен Мерчант фантастически озвучил Уитли — стеснительного искусственного интеллекта, который заставляет вас отворачиваться в тот момент, когда он взламывает двери (он не даст вам подсматривать). Ещё один актёр — Джоннатан Симмонс, который одолжил свой сварливый голос основателю лаборатории «Aperture Science» Кейву Джонсону, чей смешной, однако психопатский подход к науке ставит его наравне с ГЛэДОС.
Конечно, я встречал разные повороты сюжета, но тут я просто мечтал увидеть то, как отреагируют персонажи на разные ситуации. Всё это потрясает. И несмотря на смерть, воскрешение из мёртвых, мщение и неудачи, их шарм делает то, что позволяет игроку другим образом посмотреть на пустой, безжизненный мир, заставляя ощущать то яростное чувство возбуждения и жизни. Более того, это компенсирует играющему отсутствие голоса у его персонажа.
Пока все эти приятные мелочи выполняют свою работу, возвращаются в оборот очень немногие из величайших комедийных фишек игры — тут и тортик, и всеми любимый Куб-компаньон, сыгравший лишь эпизодическую роль. А в заключение? Не напрягающий, но производящий глубокое впечатление и крайне умный конец истории, с экстра-бонусами для тех, кто уделял внимание личности мистера Джонсона. А также много других бонусов, узнать про которые вы сможете, внимательно пройдя игру.
Новые размеры
Без изменения природы укоренившегося и прославленного игрового процесса, лёгкое обучение «Portal 2» начинается с нашего переознакомления с его основными понятиями. Затем нам показывают новые изобретения на протяжении трех четвертей от всего пути, пока комнаты не превратятся в сложные дебри опасных препятствий. Бесконечно полезные экскурсионные воронки и мосты из света не просто штуки «подвинь туда-сюда» — они могут быть использованы для блокирования огня турелей или сталкивания их самих, для остановки при прыжке до того, как вы попадетё во врата ада, а также для того, чтобы помочь вам забраться на вертикальную поверхность.
Я восхищён тремя разновидностями гелей, которые струятся с гипнотическим эффектом. Отталкивающий, скоростной или позволяющий создавать на себе порталы. Они не похожи на остальные портальные штучки. В отличие от большинства других устройств в «Portal 2», гели редко используются по одному. Когда же их приходится использовать все разу, настает время размышлений. Это немного трудно, когда вам нужно покрасить взлётно-посадочную дорожку в оранжевый цвет для ускорения, а затем, поднявшись в воздух, упасть на синее отталкивающее пятно, которое запустит вас через созданный заранее портал на белом геле.
Позади науки
Локации потрясающе разнообразны. Они, должно быть, поддерживают продолжительность головоломки, не создавая монотонности. «Arerture Science» находится в плохом состоянии лишь в определённом отрезке времени, а именно, между сильно преувеличенным слухом о смерти его хранителя и до момента его пробуждения. В это время многие из камер, бывших раньше «без единого пятнышка», покрыты ржавчиной, загрязнены и стремительно зарастают растительностью. Всё разбито вдребезги, в наших глазах лаборатория «Aperture» находится в полном упадке сил, но сотни находящихся в боевой готовности роботов ГЛэДОС мало-помалу починят и перестроят тестовые камеры вновь по кусочкам.
Размеры «Aperture» очень велики, даже больше того, что мы представляем. Поэтому поиск выхода может затянуться на неопределенный срок. Тут и кишка (по которой перемещаются все объекты лаборатории, вроде кубов, турелей и т.д.), и подземная, покрытая пещерами сточная труба, и давно всеми забытая версия лаборатории «Aperture Sience» 1960-ых годов. И эти локации разительно отличаются, ведь даже кнопки и двери тут разнообразны, не говоря уже об остальном. Всё выглядят впечатляюще смоделированным. Прекрасно исполнены звуки заднего плана. Например, когда ты падаешь с большой высоты, ветер буквально врезается в твои глаза, от чего становится немного страшно, а при пробежке по ускоряющему гелю маленькие колокольчики как будто звенят позади тебя, заставляя бежать всё быстрее и быстрее. Также, «Portal 2» полон захватывающих моментов. Сумасшедшая гонка от злого искусственного интеллекта, который контролирует все стены, а затем последующая неожиданная схватка с ним, причем без оружия (портальная пушка не в счёт) — все это заставляет меня чувствовать себя в опасности, в отличие от моего противника.
Размеры имеют значение
Мне кажется, что в некоторых случаях это недостаток, когда тестовые камеры становятся все более продуманными и пугающе огромными. Приходится задействовать функцию зума, позволяющую вам разглядеть маленькую свободную площадку для прыжка. Так что на то, чтобы оглядеться вокруг себя, теперь понадобиться потратить пару минут. Окружающая обстановка помогает найти ответ к загадке, которую пробуешь решить, не зная толком, в чём заключается финальная цель. Это дурная загадка и многих такое бесит. Ближе к концу игры уровни становятся более сложными по конструкции, а прохождение очередной головоломки, кажется, не имеет конца; у меня появляется чувство утраты того самого начала игры, где я после прохождения маленького кусочка испытания мог спокойно передохнуть. Однако на этих уровнях игра всё время держит в напряжении.
Я всегда решаю проблемы, всегда. Даже если пара роботизированных конечностей будет держать меня. Поэтому, если вы любите испытания, то просто не сможете оставить эту игру в стороне.
История «Portal 2» не заканчивается одиночной кампанией. Прочитайте обзор кооперативного режима от моего приятеля Эвана, который рассмотрел этот отдельный, вполне инновационный и интересный режим.
Подопытный: Эван-02
Две головы больше, чем одна
Я играл в первый «Portal» совместно. Сидел за клавиатурой, а мой сосед по комнате или девушка стояли, опершись на стул, и подсказывали, куда же швырнуть очередной синий/оранжевый портал. В «Portal 2» «Valve» официально заявили о кооперативном режиме, позволив вам поделится всей тяжестью жизни в стенах лаборатории с другим человеческим мозгом. С другом кооперативный режим «Portal 2» становится одной из самых коммуникабельных игр, в которые вы играли. Появлявшаяся у вас головная боль, когда вы не могли пройти очередное испытание и оставались тупо стоять в одиночку на одном месте, теперь убрана; она заменена шумной вознёй с вашим напарником.
Некоторые загадки отличаются от того, что вы делали в одиночном режиме: я сопровождал Дэна через закрытый лабиринт с шипами, напоминавший мрачную версию патинко от ГЛэДОС. Становился на кнопку, чтобы поменять траекторию экскурсионной воронки, в которой летел Дэн, и таскал его туда-сюда, чтобы тот не попал под пресс. Он же в это время создавал порталы, меняя направление луча. Несколько раз Дэн создавал бесконечный туннель порталов, через который я падал, но ровно до того момента, пока он не перемещал один из них, чтобы я вылетел к цели на максимальной скорости. В других комнатах важно было точно рассчитывать время: в одном из испытаний после долгих раздумий Дэна наконец осенило, что нам нужно было выпрыгнуть из двух противоположных порталов и столкнуть наших роботов в воздухе, чтобы спокойно упасть на платформу внизу. Сюжетно обоснованные обнимашки роботов после выполнения задачи: их есть у «Portal 2»!
На счёт «три»
Загадки со временем просты, но могут создать трудности, если у вас с напарником нет голосовой связи. Для таких случаев предусмотрена одна волшебная кнопка - «F» (по умолчанию). Нажав «F», вы увидите окошко с разными действиями, которые можно предложить сделать партнёру. В нашем случае нужен таймер, который будут видеть оба игрока. Мы его выбираем и он при запуске отсчитывает три секунды. Есть и другие функции, которые заменяют вам (необходимую) голосовую связь. Одна из самых важных — пометить объект, который может быть нужен для прохождения задания (есть и другие функции, но они второстепенны и не играют особой роли), а также опция, которая позволяет вам видеть тоже, что и ваш напарник («Tab» по умолчанию). Эти кнопки, безусловно, помогут вам, если у вас нет голосовых аппаратов, а, порой, даже тогда, когда вы разговариваете.
Мне нравится такой ход в игровой механике, как быстрые, безболезненные возрождения при смерти: почти каждую комнату я скорбил по Дэну, который попадал на лазерный луч и убивал себя, убрав тот портал, который держал мост из энергии и т.д.
Наиболее приятная часть наступает, если вы уже прошли всю одиночную кампанию или первую часть игры и можете продемонстрировать свою крутость, показав свою сноровку или какой-нибудь забавный баг. Такие вот люди заставляют вас офигевать: глаза расширяются, а уголки вашего рта невольно поднимаются. Ещё классно чувствовать, когда ты уже знаешь, как пройти эту загадку, и говоришь своему ещё неопытному напарнику гордым голосом: «У меня есть идея».
Эврика!
Суть в том, что в игре хватает моментов, когда игроки могут обдурить сами себя. Дэн и я 10 минут пытались перехитрить экскурсионную воронку и панель веры. Мы так упорно нажимали переключатели и осматривали комнату на предмет новых возможностей, что забыли самую основную часть знания об игре: можно проходить через порталы самому, а не только посылать вещи сквозь них.
Загадки совместного режима отлично смотрятся от начала до конца, но их мало. Дэн и я потратили на прохождение всех комнат четыре часа, за которые особо ловкие уже могли пройти оба режима, не отходя от игры. Вы захотите остановить игру, чтобы растянуть удовольствие, но не сможете: она затягивает. Это единственная оплошность «Valve» — короткий кооперативный режим.
Рады, что прошли
Однако, аккуратно выбирайте себе партнёра для совместного режима. Вы можете наткнуться на человека, который испортит вам всё впечатление от игры, скажем, рассказав, что будет в конце одиночной кампании. Или, если вам интересно думать самому, как пройти то или иное исспытание, расскажет о том, как пройти этот участок.
Но мы точно будем вспоминать с любовью обо всём, что было в «Portal 2». Ведь она — один из наилучших примеров доведённых до ума игр с самым великолепным сценарием за последнее время.
Вердикт
Цените своё первое прохождение этой весёлой игры как в одиночку, так и в кооперативе. Она полна захватывающих головоломок, которые заставят вас напрячь свой мозг. |